Форум тубистов - «БАСОВАЯ БРАТИЯ»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум тубистов - «БАСОВАЯ БРАТИЯ» » Болтушка » ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ


ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ

Сообщений 11 страница 20 из 59

11

СПАСИБО

0

12

Тубавадим

фильм о Роджере Бобо

Нет не смотрел,(я вообще думаю ничего не смотрел к сожалению) а хотелось бы...его можно где то скачать? Много вообще фильмов про тубистов?
   Простите за оффтоп! :tomato:

Отредактировано TubaMS (2010-06-12 00:55:05)

0

13

про штрихи - очень познавательно, немного башню сносит эта книга, но всё по делу!

Звукоизвлечение на медных духовых инструментах как артикуляционно-штриховой феномен

Автор книги Александр Харитонов проживает в Нью-Йорке, США. В своей книге А. Харитонов не без доли критики анализирует существующие работы таких авторов, как Докшицер, Усов, Сумеркин и являет собственный взгляд на данную проблему исполнительства.

Об этой книге

Особый итерес к проблемам штриха и артикуляции возник у автора в середине 70-х годов из-за ощущения несогласованности штриховых систем, существующих на то время в методике преподавания игры на духовых инструментах. Внутренняя противоречивость и неубедительность каждой из этих систем также была очевидна. (Здесь имеются в виду прежде всего системы, изложенные в статьях Дикова/Седракяна и Т. Докшицера. Появившиеся в 80-х годах работы Ю. Усова и В. Сумеркина лишь подтвердили это впечатление.)

Постепенно оформлялось убеждение в том, что основная причина неудовлетворительного состояния этого раздела музыкальной педагогики заключена в отсутствии единой и обоснованной методики классификации штриховых явлений. Поэтому уже в конце 70-х годов возникает концепция выявления качественной определённости штрихов как основного инструмента классификации, а также – идея трактовки процесса смыкания–размыкания губ, как качественно определяющего технологию твёрдой атаки на медных духовых инструментах. Уже тогда и некоторые моменты в восприятии штриховых явлений также были интуитивно классифицированы как качественно определённые.

Впоследствии, после долгого перерыва, по возвращении к написанию книги в 2007 году, пришло понимание важности и сложности терминологических проблем, в частности – необходимости ясной соотнесённости штриховых терминов со сферами технологии и восприятия. На этом же этапе работы над книгой возникли и размышления о структуре восприятия штриховых явлений, об особенностях исполнительского восприятия и его значении для процесса классификации штрихов.

Автор не претендует на детальное знакомство со всем массивом литературы, посвящённой проблемам штриха. Возможно, некоторые идеи, представляющиеся автору наиболее оригинальными, были уже кем-то сформулированы – сам он не находил тому подтверждений.

Предисловие

Проблемы штриховой организации музыкального материала находятся на периферии музыкальной теории. Для исследователей наиболее важными всегда были вопросы звуковысотности, ритма и формы. Косвенно моменты, связанные со сферой штриха и артику ляции, затрагиваются в работах, посвященных проблемам акустики и психологии музыкального восприятия. Но в основном разработка вопросов штриховой организации остаётся уделом педагогов и музыкантов, в своих теоретических поисках не уходящих далеко от практики исполнительства на конкретных инструментах. Такое положение не могло не отразиться на уровне теоретического осмысления сути и специфики штриховых явлений. Пока что в методической науке не вполне определены даже направления, по которым должно было бы идти изучение этих явлений. Не будет большим преувеличением утверждение о том, что данная область музыкознания находится лишь на начальном этапе своего развития.

Сформировавшийся музыкант реализует свои слуховые представления (частью которых является и сфера штриха) на подсознательном уровне. Но прежде такой музыкант должен пройти этап формирования соответствующих представлений (т.е. этап обучения) и их осмысления. Задача осмысления актуальна в первую очередь для педагога. Именно у него, для точной передачи ученику собственных слуховых представлений, для эффективности процесса обучения, возникает потребность в систематизированном взгляде на штрих: «...профессиональная музыкальная культура должна была постепенно выработать – в целях передачи ремесла – более или менее ограниченный круг правил, касающийся звуковой материи. К ним прямое отношение имеет, например, учение о музыкальной артикуляции и штрихах. Осюда идут попытки их систематизации и канонизации» (Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988. С. 52.).

То есть кроме практического исполнительского аспекта штриховых проблем существует и более сложный – методический, формально-теоретический их аспект, к живому музицированию имеющий опосредованное отношение.(здесь и далее выделено автором)

0

14

Полезно играть гаммы, трезвучия (или арпеджио не знаю как правильно) или ещё что угодно таким сочетанием или комбинацией (не знаю как правильнее)штрихов:две ноты деташе две ноты стаккато и наоборот. Я не описАлся-не две легато две стаккато как пишут в методиках и наоборот- так тоже надо играть, а как я написал выше!

Отредактировано TubaMS (2010-09-26 13:32:23)

0

15

Есть масса штрихов, с массой тонкостей и дополнительных характеристик. Обратитесь к советским струнным школам:

Легато, легатиссимо, глиссандо, портаменто, портато, нон-легато, деташе, тенуто, маркато, мартеле, маркато-тенуто, мартеле-тенуто, мартеле-стаккато, стаккато, стаккатиссимо
... Леджиеро, пезанте - это тоже относится скорее к штриху.
А что слышали вы, дорогие мои духовики, о штрихе под названием лурэ?

Разница штрихов при их смене должна быть чётко и ясно слышна.

См.книгу У.Пистона об оркестровке, там написано много чего относительно штрихов:

или почитать здесь
ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ НА МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК АРТИКУЛЯЦИОННО-ШТРИХОВОЙ ФЕНОМЕН
(автор: А. Харитонов)

0

16

Две ноты деташе две ноты стаккато и наоборот-это сочетание штрихов помогает преодолевать определённую трудность- играть после коротких нот стаккато длинные и очень притёртые ноты деташе и наоборот т. к. происходит определённая перестройка аппарата(к-рая не у всех и не всегда проходит хорошо) да и для головы очень полезно А так конечно есть множество штрихов и множество их сочетаний-только какой толк будут давать эти сочетания, и штрихи- в чем будет от них польза! Как только польза от того, что ты хорошо владеешь этим штрихом как таковым- вот в чём вопрос.

А что слышали вы, дорогие мои духовики, о штрихе под названием лурэ?

Не просветишь хотя бы кратко, что за штрих, где применяется и т. д?

Отредактировано TubaMS (2010-09-26 13:41:07)

0

17

Если при каждой смене штриха перестраивать аппарат, играть не сможешь.
Штрих - это дыхание. Дыхание - это жизнь.
Про лурэ - книгу Пистона скачай и изучай.
Расскажи да дай! Дай уехал на Валдай! Я тебе что, отец родной, что-ли разжевывать?
Грызи сам, коли умный.

0

18

Да перестройка не подходящее слово... в общем штрих полезный, дело хозяйское кто захочет тот будет пробовать- моё дело написать, хуже чем есть точно не будет.

Отредактировано TubaMS (2010-09-26 23:46:41)

0

19

Здравствуйте, господа тубисты!
Разрешите присоединиться к вашей беседе о штрихах, поскольку эта тема, как вы догадываетесь, интересует меня особо. Очень приятно, что мою книгу о штрихах упоминают и даже рекомендуют прочесть.
Mеня заинтересовала следующая реплика господина Tubist'а:

Легато, легатиссимо, глиссандо, портаменто, портато, нон-легато, деташе, тенуто, маркато, мартеле, маркато-тенуто, мартеле-тенуто, мартеле-стаккато, стаккато, стаккатиссимо... Леджиеро, пезанте - это тоже относится скорее к штриху.
А что слышали вы, дорогие мои духовики, о штрихе под названием лурэ?

Я, вот, хоть и написал книгу о штрихах, но, признаюсь, о штрихе лурэ не слыхал ничего. Более того, ничего не слышал и о маркато-тенуто, мартеле-тенуто, мартеле-стаккато. Очень плохо представляю себе что это могло бы быть.
Поэтому, уважаемый Tubist, был бы очень признателен за детальное и профессиональное объяснение сути этих штрихов. Прошу Вас при этом объяснении руководствоваться Вашим же собственным абсолютно правильным утверждением о том, что:

Штрих = начало + длительность(середина) + конец

и, соответственно, охарактеризовать каждый из этих трёх моментов звукоизвлечения в каждом из вышеупомянутых четырёх штрихов. Иначе, боюсь, они так и останутся для меня загадкой.
Я также согласен и с другим Вашим утверждением:

Разница штрихов при их смене должна быть чётко и ясно слышна.

Поэтому  хотелось бы, чтобы штрихи, описанные Вами, хотябы теоретически "чётко и ясно" отличались друг от друга.

С уважением, Александр Харитонов.

Отредактировано Харитон (2010-10-03 23:56:26)

0

20

Не буду мучить Вас, уважаемый Tubist, вопросами о глиссандо, портаменто, тенуто, леджиеро и пезанте.

Удовлетворяющие меня ответы на эти вопросы я получил уже очень давно в статьях Дикова/Седракяна (1966) и Докшицера (1976).

Диков и Седракян совершенно справедливо отметили, что термины, подобные леджиеро и пезанте, не имеют отношения к способам звукоизвлечения (то есть к штрихам), а лишь детализируют характер исполнения, являются как бы дополнительной ОБРАЗНОЙ характеристикой звучания, той, которая зависит не столько от СПОСОБА звукоизвлечения, сколько от динамического уровня исполняемой фразы. Понятно, что leggiero  не исполнишь на forte, а pesante на piano. С другой стороны любой ШТРИХ можно исполнить и легко, и тяжело. Это, опять-таки, будет зависеть в основном от динамики (при том, что атака, продолжение и окончание звуков будут оставаться неизменными).

Термины tenutо и secco уже почти вышли из употребления, так как по сути являются двойниками (синонимами) понятий detache и staccato.

В отношении глиссандо и портаменто ситуацию разъяснил Докшицер. От отнёс эти способы звукоизвлечения к ПРИЁМАМ, а не ШТРИХАМ.

Почему?

Во-первых, эти способы звукоизвлечения трудно себе представить как РЕГУЛЯРНЫЕ.

Во-вторых, каждый из них может начаться как твёрдой, так и мягкой атакой, или вообще без атаки (как специфическое продолжение или окончание предыдущего звука). То же можно сказать и в отношении способов окончания каждого из этих приёмов (то есть они могут оканчиваться с помощью языка или без оной - угасать).

Так где же здесь хоть намёк на качественную определённость, которую мы вправе ожидать от способа звукоизвлечения, которому мы присвоили громкое и гордое звание ШТРИХ?

Отредактировано Харитон (2010-10-03 20:30:32)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум тубистов - «БАСОВАЯ БРАТИЯ» » Болтушка » ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ