Форум тубистов - «БАСОВАЯ БРАТИЯ»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум тубистов - «БАСОВАЯ БРАТИЯ» » Болтушка » ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ


ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ

Сообщений 21 страница 30 из 59

21

Уважаемый Харитон,
Очень рад Вашему интересу к моим скромным суждениям.
К сожалению, уважаемые духовики (зачастую это сегодня относится и к струнникам) не заботятся о многих аспектах исполнительского арсенала. Достаточно (хотя и трудно осуществимо) вступить одновременно.
Была такая песня: "Есть у революции начало, нет у революции конца." Так вот: у ноты есть начало и есть конец, а начала и концы нот, сиречь штриховые элементы, составляют ритмическую пульсацию музыкального материала, точно так же, как и начала и концы динамических изменений должны быть четко осознаны и определены во времени.
В этом суть всех тех определений, которые я перечислил, и которые в сегодняшнем обиходе называются "точки-чёрточки".
В каждом коллективе (оркестре или ансамбле) штрихи толкуются и исполняются по-разному, и, если Вы никогда не играли, например, во французском или американском оркестре, то Вам этого не понять.
Методические изыски и точные формулировки я оставлю для моей диссертации, так что прошу не придираться к терминам, здесь - форум, и моя задача - предложить молодому поколению осознать многообразие того, что можно делать на инструменте, и давать себе отчёт в том, что понятие ЕДИНОГО штриха ко многому обязывает. Если сегодняшняя эпоха "игры на шару" не прекратится, то нас либо выкинут вон, как сделали в Дании, либо наймут вместо нас немцев (или, что более всего вероятно, таджиков).
Наша сегодняшняя задача - быть готовым строить интонационно, темброво и штрихово с разными инструментами и музыкантами, уметь видеть и слышать разницу и богатство штрихов, приёмов и оттенков, которые нас окружают.
Вот.

0

22

П.С.
Само понятие "штрих" возникло в струнной школе применительно к приёмам работы правой руки смычком (во загнул!)
Действительно, у струнников всё видно и заметно: как волос касается струны, как начинает ее закручивать и как останавливает ее или же оставляет вибрировать.
Спиккато, сальтандо, жетэ, и ещё куча всяких "страшностей" описаны в книжке Пистона (в этой ветке есть ссылка). У духовиков происходят почти те же "трюки", но вместо волоса используется дыхание (хочу обратить внимание уважаемой аудитории, не язык, а дыхание), а вместо струны - пленочка губ или трость.
Направление же движения дыхания, в отличие от смычкового вверх-вниз, всегда одно и то же. Только кошки и дзенские монахи могут непрерывно тянуть звук, используя вдох и выдох и сменяя их незаметно для слушателя.
Кстати, о струнниках: Кто из вас, коллеги, слышал живьём Ицхака Перлмана? Заметили, как на одной длинной ноте происходит несколько смен смычка абсолютно без единого зацепа? Вот это - дзен!

0

23

ПП.С.
Любезный Харитон, Саша!
От прямого наезда ушел сознательно, т.к. не теоретизировать сюда пришел.
Давайте упростим процесс и вернёмся к "точкам-чёрточкам" Встречались ли Вам такие значки, как точки, клинышки, точки с черточками, точки с домиками, точки с чёрточками под лигой, домики с чёрточками, галочки вбок (акценты)) с точками, акценты с черточками, акценты с домиками, акценты под лигой, точки под лигой? А чем отличается sf от sfz и rfz? И чем отличается акцент на сильную долю от акцента на слабую? Чем отличается акцент на слабую долю в марше "На страже мира" от акцента на слабую, скажем, в Вальсе Равеля? Это разные вещи, для нашего образования непостижимые. И всё это касается именно щтрихов.
Кстати, Пезанте относится не к нюансу, как Вы изволили заметить, а именно к штриху. См. репризу номера "Монтекки и Капулетти" из балета Прокофьева.
Объяснять и описывать можно очень долго и умно, но в результате студент может оказаться в роли сороконожки, которую спросили, с какой ноги она начинает. Важно в занятиях ансамблем приучать следованию той или иной штриховой системе, как тому или иному языку (имеется в виду язык, как система вербального общения, а не заливное блюдо).
Глиссандо сегодня уже очень чётко детерминировано и применяется полным ходом в современной музыке наряду с различными штрихами при игре аккордами, и требуется к предъявлению на пробах в оркестры категорий А и Б в Европе, не говоря уже об Америке.
Теория, не подкреплённая практикой, мертва, мой друг...
А книжка Ваша интересная, полезная, собственно, она и послужила стимулом к формулированию на бумаге всех этих моих измышлений, поскольку сам на эти темы "заморачивался", ходил на мастерклассы Брона и других выдающихся педагогов-музыкантов, задавал вопросы себе.
Основной прием обучения - это не дрессура, а приучение к самостоятельному поиску знаний, ТОЛЬКО ТОГДА ВОЗМОЖНЫ РЕАЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

0

24

:offtop:
Tubist

Кстати, о струнниках: Кто из вас, коллеги, слышал живьём Ицхака Перлмана? Заметили, как на одной длинной ноте происходит несколько смен смычка абсолютно без единого зацепа? Вот это - дзен!

Мне рассказывали, что во время одного из концертов Давида Ойстраха у него порвалась струна, как известно сразу расстраивается вся скрипка так вот никто ничего не услышал!!! Рассказывал чел. к-рый играл в орк-е и врятли этот случай запомнили бы, если бы на этой струне не нужно было бы играть дальше!!! Вот это, я понимаю, если хотите дзен!!! :)  А про то, что Паганини вообще на одной струне играл-про это вообще из скрипачей местных по крайней мере никто ничего и слышать не хочет! Говорят мол вымысел это и всё тут!
   Извините, что вклинился в разговор не удержался! :tomato:

0

25

TubaMS написал(а):

вымысел это и всё тут

Продаётся альт 17 века, выше 1 позиции абсолютно новый...

Ойстрах квинту срубил, скорее всего. Верхнюю струну. Как учил его учитель... дай Бог памяти... Забыл... В общем, в старину очень не любили играть по открытым струнам. Звук без вибрации считался дурным тоном. По красоте же вибрации Ойстраху не было равных. А поскольку на скрипке, как известно, интонация относительна, то есть нет на ней ладов, а интонируется всё пальцами, а если точнее, то ушами, - ведь при скрипичной мензуре разница в полмиллиметра очень существенна.
Соответственно, по расстроенной скрипке руки мастера пошли стройно. Это еще один секрнт мастерства: на выходе получается то, что ты слышишь внутри. Если не получается, значит, ты этот материал не слышишь или слышишь неправильно.

Вспомнил! Учитель Ойстраха - профессор Янкелевич!

0

26

По поводу технических мелочей, таких как штрих и пр. лучше во время игры не думать. Нужно чувствовать музыку.
Главное четко представлять себе то ,что ты хочешь сыграть, а точнее КАК это должно прозвучать и думать об этом, а не о том как это сделать...

Советую слушать больше виолончелистов (хороших), у них есть чему поучиться в плане музыкальности.

Лично мне это очень помогает.

0

27

Совершенно верно, товарищ alexx.
Штрихи - это такая штука, котора придумана педагогами для самих себя, для своих пед. целей, чтобы легче было работать в классе. В своей книге я привожу гениальную цитату гениального человека - Евгения Назайкинского: "«...профессиональная музыкальная культура должна была постепенно выработать – в целях передачи ремесла – более или менее ограниченный круг правил, касающийся звуковой материи. К ним прямое отношение имеет, например, учение о музыкальной артикуляции и штрихах. Осюда идут попытки их систематизации и канонизации».
То есть это намеренное сведение всего многообразия возможных способов звукоизвлечения и звучания к ограниченному кругу качественно определённых архетипов.
Для чего это нужно? Это тоже сказано в цитате: в целях передачи ремесла. Для удобства и рационализации учебного процесса. Чтобы каждый раз не объяснять заново и во всех подробностях все основные детали технологии выполнения и звучания какого-то пассажа, нескольких определённых нот или всего одной ноты. Да, действительно, это несколько упрощённый подход к определению характера звучания, но зато очень эффективный. Дальнейшее уточнение, шлифовка звучания в зависимости от конкретного музыкального контекста - это уже очень тонкий процесс, происходящий на уровне музыкальной интуиции, в меру музыкальных способностей исполнителя. Но для ученика, особенно начинающего, нужен черновой, несколько упрощённый и эффективный способ объяснения технологии и звучания - нужен некий условный код. Сказал: вот здесь играй "маркато", а здесь "стаккато", - и всё ясно, дальнейшие долгие объяснения уже не нужны.
Естественно, обученному музыканту всё это уже не нужно. Он сам для себя на стадии знакомства с произведением вчерне определяет, выбирает штрихи (архетипы звучания) или следует штриховым обозначениям в тексте, и только затем может об этом уже не думать, а как бы отшлифовывать это, обрисованное вчерне, звучание, то есть - может позволить себе отдаться музыке.

Отредактировано Харитон (2010-10-31 01:16:58)

0

28

Вчерне определяет?

Уважаемый Харитон, сходите на концерт ЗКР и понаблюдайте за штрихами струнной группы.
Никакого вчерне там и рядом не валялось, а есть абсолютное единство штриха. Спросите у музыкантов, недавно получивших там места, насколько легко им было "вчерне" встроиться?

Шару пропагандируем, дорогой товарищ, совковый подход-с, черновой.

0

29

Нужно немножко внимательнее читать и стараться немножко глубже вдумываться в то, на что собираетесь ответить.
Я сказал, что музыкант ДЛЯ НАЧАЛА вчерне определяет штрихи, но затем отшлифовывает (уточняет) их. И такое "отшлифовывание" у профессиональных музыкантов поисходит прямо на репетиции, после одного, двух проигрываний. Так и происходит уточнение, унификация, рождение единого штриха в оркестре. Чаще всего это происходит на интуитивном уровне, но иногда этому процессу помогает дирижёр.

Отредактировано Харитон (2010-10-21 11:43:56)

0

30

И вообще, уважаемый Павел, я ничего, как Вы изволили выразиться, не пропагандировал, а просто излагал своё видение процесса формирования штриховой картины произведения в восприятии музыканта. Процесс этот, между прочим, у меня заканчивается "шлифовкой", "доводкой", уточнением штриха. Надо постараться быть очень объективным и доброжелательным, чтобы увидеть во всём этом пропаганду вообще или пропаганду "чернового" подхода к штрихам в частности.

Отредактировано Харитон (2010-10-21 16:48:01)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум тубистов - «БАСОВАЯ БРАТИЯ» » Болтушка » ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ