Спасибо за комплимент, Павел. Правда, как и всё в вашем исполнении, он звучит несколько преувеличенно (пережимаете с динамикой и эмоциями). Но это, видимо, свойство Вашей натуры. Для музыканта это неплохое качество - гораздо хуже, если он холоден и слишком рационален.
Но даже в музыке с динамикой и эмоциями легко переборщить. В словесном же общении с этим тем более надо быть очень осторожным. Во-первых, в начале знакомства такая манера общения ошарашивает, нужно время, чтобы к ней привыкнуть. Во-вторых, излишняя экзальтированность мешает продумывать (додумывать) свои и чужие аргументы.
Надеюсь Вы не обиделись на меня за эти дружеские (почти отеческие) размышления на нештриховую тему.
Теперь о штрихах. В течение нескольких дней у меня было желание ещё помусолить ("пожевать") тему "соотношение осознанного и подсознательного в процессе штрихового оформления музыкального произведения", но, прочитав ещё раз свой пост № 27, понял, что, по сути, там уже всё сказано, и дальнейшее "жевание" мало что сможет добавить. А я всегда старался говорить как можно более кратко, как можно более содержательно и как можно менее банально.
Это не значит, конечно, что тема лично для меня уже закрыта, но чтобы спровоцировать её дальнейшее обсуждение нужно понятно и конкретно обозначить тему.
К сожалению, Павел, Ваша предыдущая реплика этим не отличается. Уж коль Вы сказали, что я "блестяще формулирую мысли", то разрешите мне применить эту способность для того, чтобы по-дружески проанализировать кое-что из Вашей реплики.
В ней Вы затрагиваете тему "небрежность-точность", но говорите о ней настолько неконкретно (небрежно, неточно), что непонятно как и на что отвечать. Согласитесь: выражение "небрежность в отношении специальности" - слишком обобщённо. Тут можно говорить обо всём, а значит - ни о чём.
Далее Вы пишете: "Если молодежь...будет осознанно применять на практике все те штрихи и приёмы, которыми они овладели, и достигнет СВОБОДЫ в точности - значит, написанное и сказанное было написано и сказано не зря."
Выражение "осознанно" у Вас явно относится к применению штрихов и приёмов, а "точность", очевидно, - к их выполнению. Но ведь "применение" штрихов и их "выполнение" - проблемы совершенно разные. Можно применять правильный, для данного муз. контекста, штрих, но неправильно, неточно его выполнять. Можно и наоборот: точно выполнять неправильный, неточный для данного контекста штрих.
Далее: "Точность и единство же зависят от того, как поставленные задачи были сформулированы."
"Точность и единство" чего? Здесь опять куча возможных трактовок и, соответственно, возможных вариантов продолжения разговора. Можно предположить, что имеется в виду точность и единство в понимании (трактовке, классификации) конкретных штрихов и приёмов - это одна тема (именно ей я посвятил целую книгу). Если же имеется в виду точность и единство выполнения конкретного штриха в конкретном муз. контексте, - то это совершенно другая тема.
Вот это и называется "не вполне понятное и конкретное обозначение темы". Поэтому-то разговор и затухает.
P.S.
Пока писал всё это- родилась фраза, которая, надеюсь, ещё лучше прояснит для многих то, о чём пытался сказать выше.
В cфере штриха существуют три важных проблемы.
Проблема понимания (трактовки, классификации), то есть проблема обобщённой, теоретической, "черновой" трактовки штриха, выявления основных акустических и технологических архетипов звукоизвлечения (процесс очень-очень осознанный, очень-очень рациональный).
Проблема применения штриха, то есть проблема выбора из всей системы штрихов одного, пригодного, по мнению исполнителя, для конкретного муз. контекста (процесс осознанный, рациональный).
Проблема выполнения, реализации выбранного штриха, то есть проблема уточнения, детализации, конкретизации обобщённо трактуемого штриха при помещении его в конкретный муз. контекст (процесс по большей части подсознательный, интуитивный).
(Надеюсь, теперь и тема "соотношение осознанного и подсознательного в процессе штрихового оформления музыкального произведения" стала для некоторых немного яснее. Лично для себя я её прояснил основательно именно в процессе обсуждения поста №26 от alexx'a.)
Отредактировано Харитон (2010-10-31 18:43:26)