Наконец-то собрался ответить. Tubist тут так круто и мутно замешивает, что и подступиться боязно. Чтобы разгрести эти смысловые дебри, уж слишком много и детально надо разглагольствовать, а особого желания делать это нет. Но по верхушкам пройдусь.
"Вообще-то от сентенций тт. Дикова и Сердакяна со товарищи становится страшно."
Не от всех, но от многих. Проблема была в том, что на их неправильные, устаревшие представления нужно было чётко указать и объяснить их ошибочность. Этим никто не занимался. Только у Усова вскользь кое-что критиковалось, но многое ещё оставалось не дезавуированным и исподволь направляло по ложному пути. Поэтому я и занялся детальным разбором кое-чего из их (и не только их) "сентенций".
"Термины твердой и мягкой атаки у нас перевернуты с ног на голову: Та - мягкое, Да - жесткое (или твердое)"
Тут, господин Tubist, мне ничего не понятно. Комментировать отказываюсь. Если сможете яснее объяснить, - буду рад.
"целенаправленно сжимать губы не стоит - возникающее напряжение заблокирует вибрацию."
А где Вы встречали рекомендацию "целенаправленно сжимать губы"? Вот цитата из моей книги (стр. 46), где объясняется именно этот момент:
"исполнитель должен ощущать, что смыкание щели происходит само по себе – не за счёт специальных усилий, а только вследствие падения давления воздушной струи при подведении языка к зубам (подготовке атаки). "
"Артикулировать взрывными согласными не стоит - это разрушает вибрирующую щель, а, например, в верхнем регистре она очень маленькая."
Между прочим, и П, и Т, и Д - согласные взрывные. Может быть у Вас на примете есть другие согласные, с помощью которых можно "артикулировать" атаку на медных? Откройте нам сей секрет, не жмитесь.
"Останавливать дыхание в процессе атаки не стоит - повысится давление воздуха внутри тела и произойдёт взрыв, разрушающий ту самую вибрирующую щель, а также может появиться интересный феномен "затычки"."
Интересно, а чем вызван этот совет из серии "Волга впадает в Каспийское море"? Я нигде и ни у кого не встречал рекомендации "останавливать дыхание в процессе атаки" или перед атакой.
"Ключ к правильной атаке - произнесение английского "Пo" с аспирированным "П", пение звука "П", то есть баззинг или пердёж."
1) Атаке на согласную П в моей книге посвящено мноооого страниц.
2) Аспирированное П - это нонсенс (нечто несуществующее).
3) Баззинг и "пение звука П" никакого отношения к атаке на П не имеет, это абсолютно разные явления.
"Кончик языка движется вверх-вниз, артикулируя слоги (но это идет таки как дополнение к "основному блюду")."
А вот это уже нечто совершенно новое, я бы сказал даже ррреволюционное, и поэтому требующее особенно детального объяснения. Мимолётного упоминания тут совершенно недостаточно. Хотелось бы также знать, какое содержание Вы вкладываете в понятие" основное блюдо". Тогда, может быть, и суть "дополнения" к этому "блюду" станет яснее.
"И звуки он (язык)артикулирует тоже аспирированные, английские или голландские t, d".
Вот это действительно интересное наблюдение. Для некоторых оно может быть полезно. Только здесь ещё надо объяснить, что такое "аспирированные Т и Д" (кстати, именно о таком объяснении Вас и просил TubaMS, но Вы не удостоили его ответом). Я попробую сделать это за Вас.
Аспирированные звуки - это шипящие звуки или шипящие ("пришепётывающие") варианты нешипящих согласных. Аспирированный вариант Т - это нечто среднее между Т и Ц. Аспирированное Д - среднее между Д и З (Д с призвуком З). Попытка артикулирования в момент атаки именно этих вариантов Т и Д может помочь смягчить атаку, облегчить работу языка. Но с такими ощущениями нужно быть осторожным: не всем они нужны, а кому-то, как мне кажется, могут и навредить. Всё это очень индивидуально.
"При двойном-тройном варианте (язык артикулирует) - с, х, з, г-украинское."
Эта фраза говорит о том, что в моей книге Вы не прочли главу "Комбинированные штрихи" или прочли её по диагонали, или прочли в находясь ещё в эйфории после недавно раздвинутой щели. Мне кажется, что прочесть эту главу ещё раз, в состоянии спокойного раздумья, - было бы не так уж бесполезно.
С уважением, А. Харитонов.
Отредактировано Харитон (2011-01-05 02:12:43)