"Не целься, не прицеливайся"-бывает говорят педагоги своим ученикам, если те после того как прикоснулись губами к мундштуку долго ещё не начинают играть. По Страутману к примеру начинать надо ХОТЯ БЫ не дольше чем через 1 секунду как приложились губы к мундштуку, а вообще, чем быстрее тем лучше! Посмотрите как мольниеносно начанает играть Тубавадим в "Карнавал в Венеции"-эталонно на мой взгляд. Страутман расказывал такой случай из жизни. Он 2-й тромбон же играл, а третий ну очень любил поболтать с ним. Как то заболтались, взглянули на дирижёра, а тот уже жест ко вступлению делает, короче время только на то, чтобы мундштук к губам приложить, приложили и мгновенно вступили, идеально.
Мне почему то нужно времени гораздо больше, чем даже секунда! Я ищу губами приложив их к мундштуку, ну скажем фокус и знаю, если нашёл звук будет хороший, если нет, звук будет хуже. Т.е. я в принципе найдя или не найдя ощущения нужные знаю заранее какой будет звук и так во всех регистрах. И к примеру в методике у Сумеркина написано при игре длинных нот после каждой специально отрывать губы от мундштука секунды на 2-3, чтобы возобновить циркуляцию крови в губах-всё это конечно правильно. НО в моём случае мне лучше не отрывать, потому что искать фокус придётся заново! Вот так и оставляю бывает губы на мундштуке в паузе, чтобы не сбить фокус и до вступления начинаю искать его. Могу вступить сразу и быстро конечно, но всегда кажется что звук хуже, чем когда целюсь.
Вопрос такой реально ли свести разницу когда ты целишься и не целишься к нулю, достижимо ли это? Или когда заранее прицеливаешься всегда будет лучше? Мне сказали, что дело в мундштуке, это на мой взгляд в моём случае очень частично. Конечно мундштук не супер, но так и на других-конечно может и они не супер. Но все же кажется что больше не в мундштуке дело чем в нём. С завистью смотрю как другие духовики и не только, ну чуть ли не дремлют в паузе, но в нужный момент всегда начанают играть на хорошем звуке и мгновенно. Отчасти это понты конечно отчасти нет, но какая разница, если результат один-хороший. Уткин рассказывал про трубача из Питера, был такой , а может и есть Сергей Хильке , если не ошибаюсь работал в цирке окончил только муз. училище в Ёбурге(Екатиринбург) тот чуть ли не спал в паузах, а потом мгновенно в третей октаве прекрасно играл. Я уже не говорю о Фергюсоне и трубачах кубинцах, которые в лоб сразу берут до четрёртой-но не об высоких нотах сейчас речь.
Упражнения знаю, к примеру брать ноты и отрывать мундштук от губ и так по всему диапозону и у Докшицера в школе говорят есть упражнение "Снайпер", если не ошибаюсь. Помогут ли они?
Что советуют зарубежные педагоги, кто что знает об этом?
Отредактировано TubaMS (2011-08-06 16:28:17)