Если судить о возможностях инструментов по книжкам, то "за флажки" никогда не прыгнешь.
Для меня книга Пистона "Оркестровка" была культурным шоком, так как инструменты мы изучали по Римскому-Корсакову (больше, чем полвека разницы).
А как пользовались дудками корифеи? Я больше, чем уверен, что первые исполнения балетов Прокофьева вызывали протесты и возмущение (причем восторг пришел позже), а если говорить о сольном репертуаре, то тут вообще "кто первый встал, того и тапки". Мультифоник, циркулярка, До субконтр, до второй, - это уже ставят на конкурсах в европейские оркестры.
Дирижеру же нужно уметь играть не ради требований, а ради понимания сути процесса. Например, просьба "острее язык" зажимает настолько, что звук пропадает начисто. А просьба сыграть "как у Каунта Бейси" - вообще перл. А как это? Я, например, знаю и умею играть свинг, могу объяснить, как это делается, так как занимался и интересовался, играл с эстрадниками. Если требование заканчивается на "триолях вместо восьмых", то... То мне это не интересно. Отсижу позорные два часа на сцене и пойду домой.
Так что, "за флажки", и учитесь формулировать свои мысли руками, дорогие дирижеры.