Повторюсь. Как известно туба и флейта отличаются нехваткой (дефицитом) дыхания. Лично меня Галузин в Питере удивил, когда сказал, что при игре LEGATO и длинных нотах можно и нужно экономить дыхание, поднося язык к губной щели и как бы прикрывая, загораживая и уменьшая ротовое отверстие, по к-рому воздух выходит изо рта! Позднее мне сказали, что экономить дыхание (О ЧУДО!!!) можно во всех штрихах!!! Да это было для меня тогда открытие Америки. Вопрос КАК?! Об этом ниже. Мне хотелось бы здесь писать об ЭКОНОМИИ, конечно же, в хорошем смысле слова без ущерба для МУЗЫКИ вообще её красоте выразительности и т.д.
Что нужно учитывать при ЭКОНОМИИ на длинных нотах:
1)Язык нельзя подносить вплотную к вибрирующим губам, чтобы он им не мешал, и не было шипа.
2)Лично мне, почему-то кажется, что язык вместе с губами тянет длинные ноты или как то минимально, но участвует в этом процессе, поэтому когда я бывает пытаюсь подтянуть язык приблизив к губам уменьшив-загородив им ротовое отверстие (изменив его обычное положение) они бывают как бы на мгновение прекращают вибрировать почему то, не всегда конечно, но бывает может т.к. остаются без него может это дело привычки, но у меня так бывает.
Что нужно учитывать при ЭКОНОМИИ в штрихах:
При игре LEGATO, а именно при переходе с ноты на ноту когда язык находится у губ и экономит, становится не очень удобно делать переход. Он как бы мешает сделать идеальный переход и не удивительно методисты пишут, что при игре LEGATO он тоже участвует в этом процессе, а тут вдруг его обычное положение изменилось! Тут может быть есть 2 варианта действия:
а)Убирать его на место в момент перехода не экономить, а затем опять подставлять на протяжённых длительностях
б)Пытаться привыкнуть к LEGATO при таком положении языка, если такое конечно возможно.
Я не говорю, что открыл своим опусом Америку, конечно же об этом знали, но знали я уверен не все! Должен сказать, что сам никогда не пробовал экономить в штрихах и рассуждаю об этом чисто теоретически. Возможно, экономить можно (или проще!) только в медленных темпах. Всё это нужно испытывать на практике. Просто я решаю в своём исполнительстве более насущные проблемы, а до этого пока не доползал. Может у вас получится. Это я про экономию в штрихах, на длинных нотах всегда стараюсь экономить.
Возможно, кто то скептически заметит, что это экономия 3-х копеек со 100 руб., ну пожалуйста предложите как сэкономить 50 руб. со 100 р. буду рад это узнать. И кто знает, может быть эти несколько граммов (копеек) нашего «топлива» помогут вам красиво и безмятежно доехать до «заправки» или до конца большой музыкальной фразы либо очередной длиной ноты.
Ещё способ есть такой-стараться сохранить после вдоха на всём протяжении выдоха до конца мышцы живота или пресса (не знаю как правильнее) максимально долго в положении, так как только что вдохнул. Тоже не ставил цель проверить, даёт это эффект или нет.
Сам Галузин тянул ноту си-бемоль большой октавы на пиано больше минуты. Если кто будет проверять сколько сможет протянуть осторожней больше 5 минут не тяните опасно для жизни мозг ч-ка может обходиться без кислорода не больше 5 минут
Может, кто ещё предложит какие способы экономии?
Отредактировано TubaMS (2010-09-20 01:44:41)